Особенности психоаналитической идентичности

В конце концов мы не знаем, где и когда каждая частица знания превратится в умение, в том числе и терапевтическое

З.Фрейд

 

Что же такое идентичность? Как формируется психоаналитическая идентичность в процессе становления специалиста?
У любой идентичности есть два основных источника:
 • Первый- это постоянно находящееся в развитии чувство именно своего бытия и существования в качестве уникального, интегрированного живого существа,
• Второй-форма для формирования идентичности, предлагаемая извне. Обычно это  какая-либо определённая социальная роль.
 По мнению Эрика Эриксона решающая задача при формировании идентичности  заключается в успешной интеграции этих двух областей . Происходит то, что Эриксон  назвал «кристаллизацией идентичности», итогом которой является оптимальное чувство психического благополучия, или, как его образно характеризовал сам Эриксон в работе «Идентичность: юность и кризис» (1968), появляется «ощущение себя в своей тарелке».
 Можно сделать предположение, что выбор профессии психоаналитика связан с явно выраженным чутьем и вниманием к трудностям, связанным с интеграцией двух источников идентичности, и что психоанализ наделяет аналитика социальной ролью (быть психоаналитиком и проводить психоанализ), что позволяет ему законным способом использовать свою повышенную чувствительность в данной области.
 Самые различные реальные мотивы могут привести к решению стать психоаналитиком. Это может быть интерес к психическим процессам и к человеческим страданиям, определённую роль могут играть и бессознательные мотивы, например, преданность, желание загладить вину или желание войти в глубокие, исключительные отношения, каковыми они могут, как кажется, быть только в анализе.
 Исключительная направленность психоаналитической идентичности на внутренний мир, на переживания, фантазийные образы и их «нереальные» преломления, всё это проявляется и в реальной жизни психоаналитика, а внутри аналитического сеанса создаёт рамки для клиента.
«Идентичность движется по границе между внутренними и внешними переживаниями и существующей реальностью, причём психоаналитическая идентичность перемещает психоаналитиков особенно близко к самой границе. Чаще всего психоаналитики осознают эту приграничную роль и с готовностью воспринимают себя в качестве объекта, на который направлены желания, чувства и фантазии, а не в качестве объекта «реальных» социальных процессов.» В этом смысле можно говорить об специфической идентичности аналитика, так как он придает гораздо большую
значимость внутреннему миру, а не внешнему, ориентируясь намного больше на свою позицию на границе между внутренним и внешним мирами.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>