Фетишизм

Что такое фетишизм ?

Фетишизация предметов и явлений природыИнтересна история происхождения понятия и его эволюция на протяжении почти шести столетий.

Слово фетиш (от португ. feticio - «амулет») известно с пятнадцатого века и связано с эпохой Великих открытий, когда португальцы высадились на побережье Западной Африки. И если первоначально термин «фетиш» использовался для обозначения различных принадлежностей католического обихода( реликвий святых, четок и т.д,),то позднее этот название стали применять ко всем тем вещам (кускам дерева и камешкам замысловатой формы, когтям, перьям, зернам и т. п.), в чудодейственную силу которых верили негры и обожествляли их. То есть фетишизм был архаичной формой религии в первобытных обществах. Церковь во все времена относилась к этому явлению крайне негативно, как и ко всякому язычеству, однако использовала тот же самый механизм при поклонении мощам святых и иконам .

Далее название fétiche, fetish появилось во французском, английском и других европейских языках.

В науку термин « фетишизм» впервые ввел в 1760 г. Ш. де Бросс , автор книги «О культе богов-фетишей, или сравнение  древней религии Египта с современной религией Нигритии».

В конце XIX в., появляются теория фетишизма К. Маркса,он пишет о понятии «товарный фетишизм»,сращиванием вещи и символа, природного бытия предмета и его культурно-социальных функций.

Фетишизм хотя и отмечался как отклонение в сексуальной жизни во многих культурах, был классифицирован,как девиация, в 1887 г.в работе Бинэ «О фетишизме в любви».Далее изучением фетишизма занимались представители религиоведения, этнографии, фольклористики, социологии, истории культуры, психологии,антропологии и т. п.

Творец психоанализа также не мог пройти мимо этого феномена. Анализируя разнообразные виды перверсий, бессознательные основы фетишизма   Фрейд детально рассматривает в двух работах: « Три очерка по теории сексуальности»( 1905) и « О фетишизме» ( 1927 г) .

В первой работе Фрейд отметил, что фетишизм может быть свойственен нормальной любви, когда «связь с нормальным осуществляется посредством психологически необходимой переоценки сексуального объекта, которая неизбежно переносится на все, ассоциативно с ним связанное… Патологическим случай становится только тогда, когда стремление к фетишу зафиксировалось сильнее, чем при обычных условиях, и заняло место нормальной цели, далее, когда фетиш теряет связь с определенным лицом, становится единственным сексуальным объектом».Важнейшим открытием Фрейда явилось его предположение, что фетиш представляет собой конкретную форму бессознательных фантазий, выступающих в виде защиты от осознания отсутствия у женщины пениса, По мнению Фрейда, у фетишиста ослаблена сила либидо: «Эта слабость зависит от конституционных условий. Психоанализ доказал влияние сексуального запугивания в раннем детстве как случайного условия, оттесняющего от нормальной сексуальной цели, побуждающего к ее замене»..

Малопригодная для сексуальных целей часть тела (нога, волосы) или какой-либо неодушевленный предмет, имеющий вполне определенное отношение к сексуальному лицу (часть верхней одежды, нижнее белье) заменяет сексуальный объект. Эта замена, как подчеркивал З. Фрейд, «правильно приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего бога». .

В связи с этим можно задуматься, : не обладает ли фетишист более обостренным, унаследованным из коллективного бессознательного восприятием вещи? Не хранит ли фетишист способность ощущать вещь и ее владельца как единое целое – то что утратили большинство из нас? (и это позволяет ему получать сексуальное наслаждение)? И возможно это не только в сфере сексуального? Двадцатый век — век потрясений и сексуальных революций может быть сделал нас более толерантными и привел к размышлениям, что это просто другой способ получать удовольствие и не надо рассматривать его через призму культурных норм, которые меняются?

Создатель психоанализа связал фетишизм с инфантильной сексуальностью, когданога, например, может восприниматься ребенком в качестве недостающего пениса у женщины. «В некоторых случаях фетишизма ноги удалось доказать, что направленное первоначально на гениталии влечение к подглядыванию, стремившееся снизу приблизиться к своему объекту, задержалось на своем пути благодаря запрещению и вытеснению и сохранило потом ногу или башмак как фетиш».. Можно также размышлять о том, что замена сексуального объекта фетишем может быть связана также с символизацией деятельности человека. И наверное не случайно в различных мифах нога олицетворяет собой древний сексуальный символ и, соответственно, ботинок или туфля являются символом женских гениталий.

В 1927 г. З. Фрейд пишет работу «Фетишизм», где нашли отражение клинические случаи мужчин, у которых выбор сексуального объекта определялся каким-либо фетишем. На основе этого исследования Фрейд приходит к выводу, что фетиш является заменителем пениса, но не какого угодно, а вполне определенного, особого пениса, имеющего большое значение в первые годы жизни ребенка. Фактически речь шла о фаллосе как символическом выражении пениса, поскольку, по словам З. Фрейда, «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)», в который маленький мальчик верит, всячески противится принимать факт своего восприятия, что женщина не обладает фаллосом, то есть является кастрированной.Таким образом ,в результате вытеснения,фетиш оказывается для ребенка знаком триумфа над угрозой кастрации и защитой от нее. Впоследствии взрослый мужчина может иметь «прохладное отношение» к реальным женским гениталиям, которое «непременно характеризует любого фетишиста».

Выводы, которые делает Фрейд, полемизируя с Отто Ранком, послужили теоретической основой для дальнейших разработок понимания фетишизма психоаналитиками разных школ : «Исследование фетишизма необходимо рекомендовать всем тем, кто еще сомневается в существовании комплекса кастрации или может думать, что страх перед женскими гениталиями имеет иное основание, выводясь, например, из гипотетического воспоминания о травме рождения».

Жак Лакан ,провозглашая лозунг « Назад к Фрейду!», на своих семинарах неоднократно обращался к перверсиям.Лакан выделял три структуры психики: психоз, невроз и перверсию, которые являются «ответами» субъекта на кастрацию, они, как структуры, определяются позицией субъекта относительно нехватки Другого. Психоз и перверсия являются разными формами отказа от кастрации и сохранения фаллической матери (Другого без недостатка). В психозе работает механизм отбрасывания, в перверсии — другой механизм, который Фрейд определил как отрицание . Перверт отрицает нехватку Другого, отождествляясь с объектом его желания. «Перверт вручает себя Другому как инструмент наслаждения и благодаря этому (что он является инструментом наслаждения Другого) относится к конкретному другому как к инструменту собственного наслаждения. При этом специфика механизма заключается в том, что в нем сосуществуют оба знания (и кастрация, и ее отрицание)».

Одной из заметных особенностей поведения фетишиста -мужчины является то, что он испытывает возбуждение только при определенных обстоятельствах- при наличии фетиша. Если фетиша нет — частичная или полная импотенция.

Возможно причиной этого является, что эти мужчины на сознательном или бессознательном уровне ощущают себя менее мужественными , чем  их  сверстники. И возможно здесь присутствует не столько страх кастрации, сколько ощущение себя кастрированным? И это ощущение недостатка мужественности, связанной с овладением и проникновением распространяется не только на трудности, связанные с половым актом?«Можно постулировать, что мальчику для развития необходимы две вещи: мать, способная дать любовь и защиту, в которой каждый ребенок нуждается, и отец, с которым он позже идентифицируется. Любое из этих двух условий может отсутствовать; возможно, в случае фетишизма фетиш представляет то из этих требований, которое явно отсутствует»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>